Кудрявцева Надежда Александровна

«Педагогическая находка»

МБОУ « Тюгурюкская ООШ» детский сад «Веснянка»

 

 

«Педагогическая находка»

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Веснянка».

«Моя семья»

 

 

 

 

 

 

Разработала воспитатель: Кудрявцева.Н.А

 

 

2018

Цель: Обогащение представлений о семье, семейных и родственных отношениях.

Программные задачи:

Социально-коммуникативное развитие:

расширять представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятие «семья», «родственники»;

формировать элементарные представления о родственных связях в семье;

закреплять умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье, развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление;

развитие коммуникативных умений, формировать коммуникативные  качества речи, необходимые для успешного развития процесса общения;

Речевое развитие:

продолжать развивать навыки связной речи, закреплять умение составлять короткий описательный рассказ о членах своей семьи, обогащать словарный запас детей (прилагательными, употреблять в речи имена и отчества родных;

развивать умение строить предложения, выражать свои мысли, описывать свои действия;

Воспитательные:содействовать воспитанию интереса к деятельности, умение работать в группе, самостоятельность,

трудолюбие, создать благожелательную творческую атмосферу

Виды детской деятельности:

Коммуникативная (беседа, диалог, составление рассказа);

Познавательско-исследовательская ( исследовательская деятельность на примере веника)

Двигательная: (игровые упражнения, подвижная игра);

Музыкально-художественная (исполнение песенки)

Чтение ( выразительное чтение стихотворений наизусть)

Продуктивная ( составление из частиц одной картинки; изготовление новогодней игрушки шарик для украшения семейной ёлки)

Формы организации детской деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная деятельность

Оборудование и материалы:  фотографии семей детей, микрофон, ноутбук, пазлы, магнитофон, кружочки красные и черные по числу детей, цветная бумага, клей, салфетки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход непосредственно образовательной деятельности :

1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? С каким настроением вы проснулись? Какие ласковые, добрые слова вы услышали утром от мамы, папы? А какие слова вы сказали в ответ? Ребята!!! Я хочу подарить вам свою улыбку. Приготовьте ладошки (дарит). А вы мне подарите? Звучит песня От улыбки . Поем первый куплет с припевом. Как замечательно когда день начинается с улыбки. Мне бы хотелось, чтобы улыбки всегда светились на ваших лицах, как маленькие фонарики.

 
- У нас сегодня необычное занятие. Сейчас я зачитаю вам стихотворные строчки, а вы определите тему нашего занятия.

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья).

- (Имя ребенка), назови тему нашего занятия? («Семья»). Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Моя семья».  Телезрители этой передачи будут нам с вами задавать вопросы и присылать их нам по электронной почте, через ноутбук, а мы должны будем отвечать на вопросы полными ответами и выполнять задания. Вы согласны быть участниками этой передачи? Подумайте, что мы можем рассказать о своей семье. Это ответственное дело. Готовы?  Сегодня вы участники программы «Моя семья», а я ведущая.Предлагаю пройти на телестудию. Участники телепередачи готовы? Займем свои места видеокамера снимает. Начали!

 Добрый день, уважаемые телезрители! Начинаем нашу передачу «Моя семья» и я, ее ведущая, Надежда Александровна. Сегодня в нашей студии гости программы и участники, ребята старшей разновозрастной группы д/с «Веснянка» Они пришли на нашу передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье своих дорогих и близких людях.

И так первый вопрос наших телезрителей:

« Из скольких слогов состоит слово «семья»? Давайте проверим».(прохлопываем) Сколько раз хлопнули. Два раза значит в слово семья состоит из двух слогов – «семь» и «я».  А сейчас внимательно послушайте стихотворение и посчитайте, сколько членов семьи в этом стихотворении?

Очень мудрые дедули,

Две бабули- красотули.

Папа, мамочка моя-

Это все моя…(семья)

Дети называют членов семьи и ведут счет ( две бабушки, два дедушки, папа, мамочка и я); (Семь членов семьи) Правильно молодцы. А как вы думаете в каждой семье одинаковое количество членов семьи? (Ответы детей) Правильно в каждой семье разное количество членов семьи . Посмотрите на экран  мы видим изображения семей. Но все ли они одинаковые? Давайте посчитаем начало первую семью, и так далее. На какой картинке больше всего членов семьи.

Давайте попробуем посчитать каждый своих членов семьи.

Предлагаю пройти к столику и взять фотографию своей семьи.

  

Дети  берут фотографии членов своей семьи  и присаживаются на стульчики. ( считают по фотографиям ,выполняют задание по очереди).Молодцы вот видите у кого-то 3 члена семьи, а у кого-то и семь. У каждого человека есть семья. Бывают семьи большие, бывают маленькие. Главное – не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу.

Воспитатель: Ребята, а я хочу вам открыть семейный секрет. Посмотрите, у меня есть веник. Его можно сломать?

(Дети пробую; не ломается)

воспитатель: А отдельные прутики?

(Дети ломают)

воспитатель: Так и семья когда семья вместе, дружная, то она очень крепкая и ее нельзя «сломать».

Молодцы справились с этим заданием.

Следующее задание нашей программы - рассказать о своей семье (используя свои семейные фотографии) Дети по очереди составляют рассказы

Следующий вопрос наших телезрителей.

Телезрители нашей передачи предлагаю вам подумать и ответить на вопрос: «Что есть у всех людей, но у каждого человека своё?»

Дети: Имя.

Воспитатель: Правильно.  А чем еще отличаются люди из разных семей?

Дети: Фамилией.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество ребенку дается  по имени папы, например, если папа Витя, то отчество Викторович. Давайте поиграем «Назови отчество». Встанем в круг.

Проводится игра: «Назови отчество»

Воспитатель : Я буду кидать мяч, и называть мужское имя, а ребенок которому я кинула  мяч говорит, какое от него получится отчество для дочек, и мальчиков. Например Коля-Николаевна- Николаевич. Всем понятно правила игры?

Молодцы хорошо получается, а сейчас нужно назвать полное Фамилию, имя , отчество свое. Какие у вас красивые фамилии, имена и отчества.

Воспитатель: Благодарю вас. Присаживайтесь.

Смотрим третий вопрос наших телезрителей.

Ребята, телезрители нашей  передачи хотят узнать, как вы хорошо знаете пословицы и поговорки о семье (о доме). Я начну, а вы закончите. (отгадывают, отвечают на вопросы, делают выводы, объясняют свой ответ).

 (Дети говорят конец пословицы, поговорки) .

Игра «Народная мудрость гласит»:

- В гостях хорошо, а дома… лучше.

- Не нужен клад, когда в семье… лад.

- Семья вместе, так и душа… на месте.

- Семья в куче, не страшна… туча.

- Семья сильна, когда над ней… крыша одна.

- Дети не в тягость, а … в радость.

- Дом без хозяйки… сирота.

-«Без корня и полынь …не растет»

-В хорошей семье хорошие…. дети растут

-Птица рада весне, а дитя –…. матери

-Родители трудолюбивы – …..дети не ленивы

-Согласие да лад – …..в семье клад

Молодцы, ребята, нашим телезрителям и гостям в студии, думаю, было интересно услышать пословицы и поговорки о семье.

- А сейчас нам стихотворение прочтет (имя ребенка).

 Семья – это радость, тепло и уют

Семья - это дом, где тебя всегда ждут

Знают взрослые и дети,

Что важней всего на свете-

Мама, папа, ты, и я-

Вместе дружная семья!

 

Молодец (имя ребенка)Выразительно прочел стихотворение. Про что или  кого ребята нам прочел (имя ребенка) стихотворение? ( ответы детей).Правильно про семью. Почему семья –это радость? ( ответы детей) Да правильно. Семья это самое важное на свете.

 Четвертое  задание наших телезрителей

Игра «У меня есть семья»

У меня есть семья –

Очень дружная она.

С мамой мы печем блины (имитация движений)

Небывалой вкусноты!

С дедом грядки мы копаем (имитация движений)

С бабушкой цветы сажаем (имитация движений)

С папой мы в футбол играем – (имитация движений)

Мяч в ворота забиваем.

Очень сильно я люблю (обхватить себя руками)

Свою милую семью.

Воспитатель: Ребята! Телезрители нашей с вами передачи интересуются :

Какие обязанности выполняют члены ваших семей?

- У каждого члена большой или маленькой семьи есть  свои обязанности.

- Давайте вспомним, что обычно в семье делает мама?

-А что в семье делает папа? А еще ваши мамы и папы ходят на работу. Правильно? Давайте вспомним профессии своих родителей.

Проводится игра «Профессии моих родителей».

Дети встают в круг. Воспитатель кидает в руки игроку мяч и задает вопрос «Кем работает твоя мама?». Игрок отвечает полным ответом: «Моя мама работает продавцом» – и возвращает мяч педагогу.

Воспитатель: МОЛОДЦЫ РЕБЯТА!

А теперь давайте еще  немного поиграем :Игра  « Какая ваша семья» . Мы с вами будем  передавать друг другу мяч и придумывать слово прилагательное . (дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова – например: -Моя семья самая веселая

Большая,дружная,спортивная,веселая,заботливая,добрая,хорошая,строгая,здоровая,крепкая,счастливая

Молодцы все справились с заданием!

Телезрителям нашей передачи очень хочется узнать знаете ли вы кто в семье кому и кем приходится? Знаете?

Давайте проверим:

-Я тебе мама, значит ты мне кто? (сын, дочь)

-Я тебе бабушка- ты мне кто? (внук, внучка)

-Я тебе сестра - ты мне кто? брат (сестра) и т. д.

-Я тебе тетя, а ты мне кто? (племянник, племянница)

На нашу почту  был отправлен вот такой конверт. В нем находятся пазлы. Посмотрите на картинку, что нарисовано?( ответы)Правильно- это семья.

Сейчас я раздам вам  конверты с пазлами . Ваша задача кто первым  и правильно соберет картину семьи.  

«Фотография семьи»

сопоставить детали с соседними таким образом, чтобы все детали вместе составили общую картину. Молодцы быстро справились с заданием.

А теперь я предлагаю немножко поиграть  нашим пальчикам  в семью.

Пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я

Вместе – дружная семья!

Воспитатель: Мы уже говорили о том, что в семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать ваших близких.

У меня два кружка: красный и черный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный), а какой огорчение (чёрный)?

Сейчас я вам раздам кружки и мы поиграем в Игру «Радость или огорчение?»

: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок  ваших близких.

Вы съели на завтрак всю кашу;

вы подрались с другом;

разбросали по комнате все игрушки;

помогли маме мыть посуду;

нагрубили бабушке;

нарисовали и подарили папе красивый рисунок;

перед сном пожелали всем «спокойной ночи»;

порвали новую книжку;

хорошо вели себя в детском саду.

Желаю, чтобы в ваших семьях всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

Каждая семья – это кусочек нашего маленького поселка- Тюгурюк, а Тюгурюк – кусочек большой страны – России.

Ребята, есть даже праздник, который так и называется – день семьи, любви и верности. В России его празднуют летом – 8 июля. А сейчас у нас с вами какое время года ? (Зима) Какой праздник мы с нетерпением ждем и обычно празднуем дружной семьей?( Новый год). А какие семейные традиции есть в ваших семьях? (ответы детей). Ребята, а вам не хотелось бы украсить вашу семейную новогоднюю елочку своей игрушкой?(ответы детей)

Сеичас мы с вами проидем в нашу мастерскую, займем свои места и сделаем красивые шарики. Согласны? Выполняем.Но вот ребята какие красивые шарики у вас получились. Когда вы вырастите  у  каждого  из вас будет семья. И это будет самая лучшая семья, где взрослые будут заботиться о детях и пожилых родителях, а дети будут слушаться взрослых и во всем им помогать. А главное, все будут любить друг, друга и относиться друг к другу с уважением Тогда ваш веник точно всегда будет целым.

Рефлексия, заключительная часть

- Время нашей передачи подошло к концу. Я благодарю всех ребят за участие в телепередаче, надеюсь на новые встречи. Ребята вам понравилось участвовать в нашей телепередаче? Кому понравилось, поднимите красные кружочки, а кому не понравилось черные. Что понравилось, а что нет? Ребята мне тоже очень понравилось участвовать с вами в телепередачи «Моя семья». Спасибо ребята вам большое. Предлагает детям стать в круг:- Как называлась телепередача, в которой мы участвовали? Мы достойно справились с ролью участников телепередачи? Почему? Хотел бы ты еще принять участие в этой передаче? С кем? Как люди должны жить в семье? Участником какой телепередачи вы хотели бы стать еще?

 

15 декабря 2018 в 08:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.